Приложение Ответник вызывается из Вопросника по команде меню Инструменты>Резюме (Word). Предварительно в вопроснике выбирается тест как источник данных для построения бланков резюме. Ответник позволяет подготовить и создать материалы в исследованиях по анализу письменной речи, в формате анализа рукописного резюме.
Исходным материалом для создания бланков резюме является тест, выбираемый в приложении Вопросник. Под именем этого теста сохраняются выходные файлы материалов: документ в формате *.rtf (MS Office Word) и файл Резюме (бланка резюме) с расширением *.img.
Файл документа включает в себя необходимый печатный материал для проведения тестирования: инструкцию для испытуемого, текст утверждений для переписывания, бланки резюме и лист пояснений. Документ составляется из расчета печати на стандартных листах формата А4.
Файл Резюме включает информацию о параметрах разметки бланков, текст утверждений с координатами каждого утверждения на листе резюме. Файл предназначен для его последующего наполнения графическими сканерными копиями. Сохраняются документ и файл Резюме в папке текущего Дела.
Бланки резюме печатаются по числу испытуемых. Каждому испытуемому предлагается заполнить резюме, собственноручно переписав утверждения в разграфленную форму резюме. Затем листы сканируются с помощью бытового сканера и обрабатываются приложением Калиграф.
Панель приложения отображает бланки резюме с размещением текста по тематическим фрагментам — абзацам. В зависимости от объема утверждений теста резюме может состоять от одного до нескольких листов. Каждый лист рассчитан на печать в формате А4. Точное форматирование макета Резюме осуществляется управлением параметрами формы. Цвет линий формы подбирается из соображений видимости границ абзацев для испытуемого и их «прозрачности» для операции сканирования заполненных листов. Панель приложения представлена двумя окнами. Левое – окно параметров формы служит для разметки бланков резюме на листах формата А4. Правое окно представляет листы резюме, заполненные машинным почерком. Выбор листа производится перемещением скролла, расположенного внизу окна. Машинный почерк используется для визуального контроля разметки формы и удаляется из нее командой Вид>без почерка перед окончательным сохранением документа.
Текст Резюме (ответника) составляется в формате скринингового вопросника. При этом фраза строится не в вопросительной (как в традиционном полиграфе), а в утвердительной форме. Если испытуемый «не согласен», он может выразить свое мнение на дополнительном листе-бланке в конце документа. Для формулировки тематических фраз можно ориентироваться на формат обычного вопросника для традиционного полиграфа. Аналогия касается порядка чередования тем и атрибутов. Отличие заключается в том, что:
— фраза строится не в вопросительном варианте, а в утвердительном
— слова ВЫ заменятся на Я
— когда-нибудь на никогда
— ключевые слова располагаются не в конце предложения, а в начале
— следует избегать вставки коротких слов типа Я
— стараться не использовать в предложениях знаков препинания
— фразы должны располагаться в рамках абзаца в виде 1 или 2 строк, причем избегать при этом строк из одного слова.
Меню приложения включает следующие команды:
Файл>создать из теста Вопросника: формирование резюме по тексту выбранного в вопроснике теста;
Файл>сохранить в текущем Деле: сохранение файла резюме (документа) и образа резюме в папке текущего Дела;
Файл>открыть из Дела: загрузка материалов для редактирования или копирования, ранее созданных для текущего Дела;
Вид>без почерка: удаление из макета Резюме «почерка» компьютера.
Инструменты>Составить инструкцию: вызов приложения Word для разработки Инструкции – первого листа документа резюме. Инструкция в дальнейшем копируется в общий документ.
Инструменты>Калиграф: вызов приложения по обработке и анализу рукописей.
Доступ к документам резюме может осуществляться из окна Диспетчера приложений. Файлы документов хранятся на ветви Материалы текущего Дела.
Порядок действий при анализе и обработке рукописного резюме.
1. В главном приложении Диспетчер ПО «Конкорд» по атрибуту <В> выбрать вопросник дела (или испытуемого).
2. Выбрать мышкой в верхнем окне приложения вопросника тест-резюме, и вызвать приложение по команде Инструменты>Резюме.
3. Скорректировать, при необходимости, параметры бланка формы, таким образом, чтобы самый объемный по тексту абзац мог свободно располагаться в своей прямоугольной рамке. Ориентировочно на листе А4 может быть размешено 7 – 8 абзацев из 2 – 3 строчек.
4. Далее — или отпечатать на подключенном к компьютеру принтере листы бланка по команде Форма>печатать, или по команде Форма>создать>для дела – создать графические файлы листов бланка резюме (без почерка) в папке текущего дела для отложенной печати бланков.
5. Выбрать в дереве Диспетчер ветвь испытуемого и создать для него индивидуальный файл образа по команде меню Форма>создать образ>для испытуемого. В результате в папке испытуемого в подпапке исследования –Рукописи будет создан файл образа резюме (*.img), включающий текст резюме, параметры разметки листов и пустые (или с машинным текстом) листы абзацев.
6. Передать бланки формы резюме испытуемому для собственноручного заполнения, снабдив их инструкцией и «рыбой» резюме по пунктам.
7. Отсканировать заполненные листы и получить графические файлы копий, разместив их, например, в папке Рукописи испытуемого. Параметры сканера приведены в описании приложения «Калиграф»
8. Вызвать приложение Калиграф. Имеются следующие варианты:
выбрать папку испытуемого и выполнить команду меню: Инструменты> исследование или дважды коснуться мышкой ветви испытуемого и выбрать соответствующее исследование на появившейся вкладке. Затем в меню выполнить команду Файл>открыть>файл образа резюме.
дважды коснуться файла образа (типа testname.img) на ветви Рукописи папки испытуемого.
9. Заполнить листы рукописи в приложении Калиграф.
Если анализируется форма резюме по заранее составленному образу письма, то требуется вставить отсканированные копии бланков в каждый лист. Операции выполняются выбором команд меню – Лист.
Если анализу подлежит письмо, составленное в свободной форме, то сначала выполняется команда Файл>создать для построения образа с произвольными параметрами формы и числом листов. Имеющиеся листы рукописи испытуемого затем подгружаются в образ по мере необходимости.
10. Каждый из листов образа размечается на фрагменты абзацы. Если имеется строго определенная форма бланков, используется команда Операции>разметить по шаблону. Если при заполнении бланков испытуемый не придерживался границ формы или, резюме составлено не по форме, то следует выполнить команду меню: Операции>разметить фрагменты. Точность разметки фрагментов устанавливается параметрами фильтра абзацев (см. панель Параметры сегментирования).
11. На каждом листе фрагменты подвергаются сегментации — разложению на строки, слова и отдельные знаки по команде Операции>сегментировать фрагменты. Можно разметить все фрагменты листа сразу или работать отдельно с каждым.
Следует стремиться к тому, чтобы число слов фрагмента соответствовало числу автоматически выделенных сегментов. Для точного измерения пользуются панелью параметры сегментирования, которое вызывается по команде: Инструменты>параметры.
Примечание. Скорректированные параметры индивидуальны и сохраняются для каждого листа отдельно.
Когда листы рукописи полностью сегментированы, следует вычислить признаки нажима почерка по команде Операции>измерить нажим почерка (для каждого листа отдельно). Результаты проделанной работы сохраняются в образе калиграммы по команде Файл>сохранить. Для создания формализованной формы результата исследования – Записи выполните команду Файл>сформировать запись.
12.Результат классификации тематических фрагментов письма представляется в приложении Полианализатор. После операции классификации записи чернила фрагментов письма расцвечиваются в цвета уровней классификации тем исследований.